Скоро уже 40 дней, как перестало биться сердце Учителя Чувашковской школы Барановой (Васильевой) Александры Егоровны. Она успешно обучалась в Верхиргинской и Нижнеиргинской сельских школах. После окончания педагогического института в 1979 году приехала молодым специалистом в нашу сельскую школу по распределению и посвятила нелегкому педагогическому труду и одной школе всю свою жизнь - 38 лет. Александра Егоровна обучила математике не одно поколение сельских ребятишек 3-х деревень, отличаясь ответственностью и трудолюбием, добротой и требовательностью, скромностью и добропорядочностью.
А начиналось все так. Пятеро молодых учителей были заселены в квартиру при школе и жили одной дружной семьей. Но Шурочка оказалась самой опытной из нас и сразу стала нам как старшая сестра. Родом из деревни, воспитанная в лучших традициях староверческой семьи, где ценили порядок, трудолюбие и уважение к человеку, имевшая опыт проживания в общежитии, прошедшая школу студенческих стройотрядов, она отличалась от нас своей серьезностью и организованностью. Мы были молодыми и сразу включились в активную комсомольскую работу на селе: организовывали лекции и концерты в сельском ДК, субботники во время посевных и уборочных кампаний, после уроков шли помогать на сушилку или в совхозное овощехранилище. Вскоре партком совхоза рекомендовал Александре Егоровне вступить в ряды КПСС, а районо назначил ее завучем школы. Мы выходили замуж, но Шурочка и здесь сумела удачно совместить семейные заботы и работу в школе. Я помню ее спешащей домой с двумя сумками, наполненными учебниками и ученическими тетрадями, которые между домашними делами надо было успеть проверить, написать все планы. А дома подрастающие дети, любящий муж, престарелые родители, большое хозяйство, коровка-кормилица, огороды. И все она успевала, никогда не унывала. Несмотря на свою занятость, она не оставалась в стороне от школьных событий: помогала организовывать субботники при строительстве новой школы, участвовала в подготовке к различным аттестациям и аккредитациям, к традиционным вечерам встречи выпускников, работала в пришкольных лагерях, и всегда старалась, чтоб никого не подвести.
Коллеги и родители ее учеников знают, что этот педагог всегда добросовестно выполнял любую порученную работу. Как опытный учитель и завуч была хорошим наставником для молодых. Ей было чем поделиться, ведь она все годы выписывала самые интересные методические журналы и газеты, поэтому к ней всегда шли за советом, готовясь к открытому уроку или внеклассному мероприятию. Кому как не ей приходилось поручать руководство производственной бригадой при работе учащихся на полях совхоза или руководство пришкольным участком во время отсутствия учителя-биолога. Как учитель одной из самой главной и трудной науки – математики, Александра Егоровна постоянно старалась использовать разнообразные формы, методы и приемы, чтобы увлечь даже самых нерадивых учеников, иногда отмечала их активность не только словесной похвалой, но конфетой или ручкой, тетрадкой, если заметит, что у учеников их уже не стало. Анализируя свою работу, стремилась обеспечить качественную подготовку выпускников, результаты обязательных письменных экзаменов показывали, что у половины из ее учеников подготовленность была выше стандартных требований, а устные экзамены по алгебре и геометрии все сдавали только на «4» и «5», т.к. учитель обеспечивал сознательный выбор учащихся, основанный на интересе к учебной дисциплине и профессиональных потребностях личности. Она старалась научить каждого, проводила до или после уроков консультации, занималась с детьми в группе продленного дня, поэтому при поступлении ее ученики оправдывали школьные отметки. Многие из ее выпускников выбирали в дальнейшем учебные заведения с естественно-математической направленностью, успешно обучались в 10 классе и других учебных заведениях города и области.
Как классный руководитель Александра Егоровна выпустила в жизнь 6 поколений выпускников, в 2007 году была победителем школьного конкурса «Самый классный классный». Ее ребята отличались большой активностью, были участниками любых школьных дел, потому что она включала каждого во внеклассную работу. Дети учились разрабатывать и проводить свои школьные праздники, не забывая пригласить к себе в класс в качестве гостей родителей, младших товарищей, учителей. В классном коллективе у этого педагога всегда работало ученическое самоуправление. В школьном музее хранятся фотографии и целые альбомы-отчеты ее выпусков, многочисленные проекты, выполненные детьми под руководством своего педагога. Проводить в последний путь своего любимого учителя приехали и пришли многие ее ученики разных лет и их родители, пришли целыми семьями.
У Александры Егоровны не только были успехи в учительском труде, за которые она награждена многочисленными грамотами, но и дружная, трудолюбивая семья.
Вместе с мужем Леонидом Семеновичем они воспитали двух хороших, заботливых сыновей, а потом целиком посвятили себя внукам. Всем вместе им не раз приходилось решать трудные жизненные задачки совсем не из школьного учебника.
И часто приходилось только поражаться стойкости, выдержке и огромной силе воли этой женщины.
Светлый образ уважаемого учителя и хорошего человека навсегда останется в памяти учеников, родителей, коллег, друзей.
Полежаева И.П.
|