Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Региональная комплексная диагностическая работа (метапредметные результаты, функциональная грамотность) обучающихся 4 и 7 классов не является контрольной, проводится для выяснения готовности обучающихся к международным тестированиям по модели PISA. Результаты тестирования будут использоваться только для коррекции образовательного процесса, увидеть результаты и рекомендации можно в личных кабинетах обучающихся. Результаты должны быть максимально объективными, не стоит
«жульничать», так как на результаты школы и на их успеваемость это никак не повлияет, но не позволит выявить пути их собственного дальнейшего развития.
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный уровень
Приказ Министерства просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО https://drive.google.com/file/d/1lLFyxDnXxzbk7D33ZP9PkUDJ- VxAvJ7k/view?usp=sharing
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности https://drive.google.com/file/d/1SmyLuj3kHFoosMGc- qz0dwEXqCa6se9y/view?usp=sharing
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности https://drive.google.com/file/d/1gwzbgwdl7vVEBqFyL1edL4KgEs Yq_oAM/view?usp=sharing
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности https://drive.google.com/file/d/1JmMQKGzE00C4YjibHcCLAGl8Ti a_fboG/view?usp=sharing
Региональный уровень
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области
№ 44-И от 15.03.2021 г. «О проведении регионального исследования сформированности функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области в 2021 г.» Посмотреть документ
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области
№ 277-И от 06.10.2021 г. «О внесении изменений в график проведения регионального исследования сформированности функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области в 2021 году, утвержденный приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 15.03.2021 г. №44-И» Посмотреть документ
Муниципальный уровень
Приказа МОУО МО Красноуфимский округ №481 от 08.11.2021 г. «О проведении региональной комплексной диагностической работы (метапредметные результаты, функциональная грамотность) 4-х, 7-х и 10-х классов в МО Красноуфимский округ» в целях реализации приказа Министерства образования и молодёжной политики свердловской области от 18.12.2018 г. № 615-Д «О региональной системе оценки качества образования Свердловской области» Посмотреть документ
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
Московский центр качества образования
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3.Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:
Ссылки на интернет-ресурсы, содержащие задания по формированию функциональной грамотности
1.Основные подходы к оценке каждого из 6-ти направлений ФГ обучающихся, демонстрационные варианты диагностических работ,
характеристики заданий и система их оценивания размещены на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/index.php
2. Центр оценки качества образования ИСРО РАО Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно- методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. http://www.centeroko.ru/
3. СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотностиобучающихся https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
Примеры открытых заданий по функциональной
грамотности PISA http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-expisa.pdf Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-expisa.pdf Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/5-expisa.pdf Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISAhttps://rikc.by/ru/PISA/1-expisa.pdf
Общие подходы к формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся
https://www.youtube.com/watch?v=WJ2is6yhgWc&t=1s
Читательская: грамотность как компонент функциональной грамотности. уровни читательской грамотности.
https://www.youtube.com/watch?v=_om_kIhu7G8
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность.
Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность.
Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Характеристики и система оценивания (5 кл.)
Диагностическая работа для учащихся 7 классов
Характеристики и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Математическая грамотность.
Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
Диагностическая работа для учащихся 7 классов
Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность
Основные подходы к оценке читательских компетенций учащихся основной школы
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Характеристики и система оценивания (5 кл.)
Диагностическая работа для учащихся 7 классов
Характеристики и система оценивания (7 кл.)
Методические материалы по формированию функциональной грамотностиПеречень методических и дидактических материалов для проведения занятий по развитию ФГ
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Методическое пособие для педагогов
Лист наблюдения урока/занятия, включающего задания, формирующие ФГ
ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ PISA по материалам Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности»
Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Оценка читательской грамотности выпускников начальной школы
Функциональная грамотность младшего школьника: характеристика целей и содержания обучения М.И. Кузнецова