В практике моей работы стало уже традицией проводить заключительные нестандартные уроки-отчёты после изучения большой темы, курса с приглашением родителей.
На одном из последних занятий для учащихся 8 класса был проведён урок повторения синтаксических понятий после изучения курса «Простое предложение», но оно оказалось для многих восьмиклассников действительно «Непростым простым предложением». На уроке в этот раз присутствовала в качестве гостя мама Вежевитовой Татьяны.
На лингвистическом карнавале кружились маски, каждая из которых скрывала какое-то изученное в этом году синтаксическое явление. Нужно было отгадать каждое из них, выслушав задание-вопрос ведущего и произнести фразу: «Маска, я вас узнал!», а далее выполнить задание Почемучки. Быстрее всего учащиеся угадали в кружащихся одинаковых нарядах Однородные члены предложения и нашли их в стихотворении О.Фокиной, выразительно прочитанное Почемучкой:
Зорко следите за юными всходами зла и добра, восхищенья и зависти.
Будьте красивыми, сильными, умными! Зависть и зло вырывайте без жалости!
Угадали восьмиклассники в подписанной словами «Определение. Обстоятельство» маске с красивыми дужками очков Обособленные члены предложения, вспомнили условия обособления, но как часто бывает, спутали их в практической части. Признали Вводные слова, отгородившиеся от других танцующих слов рамочками-скобками, расставили знаки препинания в тексте, предложенном Почемучкой, определив значение вводных слов в каждом предложении. Без труда определили в улыбающейся и всех приветствующей маске Обращение. Расставили знаки и посчитали количество обращений во фразе, записанной на доске:
Девицы красавицы
Душеньки подруженьки
Разыграйтесь девицы
Разгуляйтесь милые.
Правда у одной ученицы количество обращений получилось меньше, чем у других, так как она оформила некоторые как приложения, что оказалось тоже верно.
Узнали восьмиклассники в масках, крепко держащихся за руки, Главные члены предложения: Подлежащее и Сказуемое. Нашли грамматические основы во всех двусоставных предложениях, а вот односоставные предложения, да ещё в составе сложного, вызвали у них затруднения, особенно определение вида односоставного предложения.
Активнее всех на занятии отвечала и работала Таня Вежевитова, остальные отвечали как-то неуверенно, допускали ошибки в рассуждениях. А умение анализировать предложение, давать ему характеристику, расставлять знаки препинания встретится в 4-х заданиях ОГЭ на следующий год. Так что активнее готовимся не попадать в «капканы ОГЭ», уважаемые восьмиклассники!
Полежаева И.П., учитель русского языка. |