Летний оздоровительный лагерь на базе МКОУ Чувашковская ООШ функционировал в период с 03 по 24 июня 2014. Работа лагеря строилась по заранее составленной и утвержденной профильной программе. Программа включала в себя все направления деятельности, но преимущественным было спортивно-оздоровительное. Всего за период оздоровления отдохнуло 27 детей. В лагере было сформировано 2 отряда в соответствии с возрастом (от 6,5 до 8,5 лет и с 8,5 до 12 лет) по 10 и 17 человек в каждом. Программой не предусмотрено было закрепление вожатых из числа обучающихся школы, но в организационный период работы смены а каждом отряде были закреплены вожатые из числа обучающихся 5 класса по их желанию, которые оказывали воспитателям помощь при подготовке и проведении мероприятий, организовывали и проводили подвижные игры в отряде на свежем воздухе. Лагерная смена называлась «Олимпийская долина», что было актуально для смены 2014 года. В своей работе мы использовали новые методики массовых, групповых и индивидуальных форм работы с детьми. Весь лагерь представлял собой единый большой корабль, который отправился в увлекательное путешествие по океану. За время путешествия корабль совершал серию остановок на островах, которые носили название тематического дня. В этот день проходили различные мероприятия, в конце дня подводились итоги, и корабль вновь отправлялся в плавание до следующего утра. Каждый отряд «экипаж» занимал определенную классную комнату – комнату отдыха, которая называлась «каюта».
Каждый воспитатель совместно с обучающимися в первый день работы лагеря спланировал работу своего отряда на смену и на каждый день, организовали отрядные мероприятия с включением моментов обсуждения минуток здоровья и безопасности и полученных знаний в отряде.
Оздоровительные мероприятия проводились через ежедневную зарядку со специально подобранным комплексом упражнений, закаливающие процедуры в виде обливания ног прохладной водой перед дневным сном, сон с открытыми форточками, спортивные состязания «Покори океан», «Спортивная толкучка», спортивно-военизированная игра «Разведка» , «Зоологические забеги», «Школа выживания», «Индейские старты», проведение ежедневных операций «Чистота – залог здоровья», викторина «Друзья Мойдодыра и наше здоровье», спортивное мероприятие «Гиннес-шоу», конкурсная программа «Футбол наоборот», эстафеты, игры на свежем воздухе.
Каждый день жизни в лагере начинался с минуток здоровья и безопасности, во время которых большое внимание было уделено формированию и закреплению знаний о здоровом образе жизни, о сохранении и укреплении здоровья и соблюдении правил безопасности в повседневной жизни. Тематика минуток была самая разнообразная и соответствовала возрасту детей: «Инструктаж по технике безопасности и охране труда, ПДД, ППБ», «Как поднять настроение?», «Вредные привычки и их последствия для организма», «Что делать, чтобы тебя не укусили, не поцарапали, не ужалили, не лягнули, не забодали, не заразили. И что делать, если это все-таки случилось?», «Чтоб был нюх как у собаки, а нюх как у орла», «Солнечный и тепловой удар. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе», «Чем вредно переедание?», «Профилактика правонарушений. Соблюдение ПДД и ППБ», «Чтоб сон был крепким», «Чтоб всегда красивым быть, надо ..», «Безопасность на воде», «Как избежать травм», «Как снять усталость ног», «Закаливание», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья!», «Как ухаживать за кожей», «Моя безопасность во время каникул» . Минутки безопасности сопровождались демонстрацией ярких и красочных мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов, фрагментов документальных фильмов, после чего обязательным элементом было закрепление полученных знаний в форме блиц-опроса, викторины или беседы с ответами на вопросы.
Большое внимание уделялось мероприятиям развивающего и воспитывающего характера. Это и посещение представления театра драмы «Вариант» сказка-урок «Как Дениска в страну сказок попал или как важно знать правила дорожного движения»», ДК «Заря» с организацией митинга памяти, посвященного началу Великой Отечественной войны, народного праздника-представления «Троица», познавательно-игровой программы «Потешный корабль», культурно-массового представления по поводу закрытия лагерной смены с заключительной дискотекой, посещение краеведческого музея с обзорной экскурсией по музею, и прогулка по городскому парку культуры и отдыха г.Красноуфимска, «Путешествие по книжным полкам» организованное и проведенное школьным библиотекарем Чабиной Л.Г. в очень интересной и увлекательной форме.
В отрядах за работу смены проводились различные мероприятия, включенные в программу работы лагеря.
В первый день проводились игры на сплочение коллектива «Снежный ком», «Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя», «5 важных вещей» «Рассказать о себе в трех словах», «Солнце светит для тех, кто…» Благодаря этим мероприятиям дети ближе знакомились друг с другом и с работниками лагеря. Через упражнения они знакомились с правилами общения и поведения в лагере, что способствовало укреплению дружбы и сотрудничества между детьми и сохранению и укреплению психического здоровья, улучшению социально-психического климата летней оздоровительной площадки.
На шоу – программе «Посвящение в юные моряки» дети смогли проявить своё творчество, актерское мастерство, эстетический вкус. Для презентации своих отрядов каждый «экипаж» придумал название, девиз и речевку, оформил отрядный уголок «Бортовой журнал», разучил отрядную песню и в оригинальной форме представил на празднике открытия лагерной смены.
Конкурс «Эрудиты, вперёд» позволил выявить, кто является самым эрудированным, учил разгадывать различного вида загадки, ситуации, шарады, головоломки, мыслить творчески и нестандартно.
Викторина «Светофорчик», выступление агитбригад по правилам дородного движения, игровая программа «Слабое звено» с приглашением инспектора ГИБДД Плотникова А.А. были направлены на повторение и закрепление правил дорожного движения. Ребятам этот день очень понравился, так как будущие первоклассники узнали очень много нового и интересного и активно принимали участие во всех конкурсах. Инспектору ГИБДД было задано много вопросов, на которые ребята получили полные и исчерпывающие ответы. Дети повторили виды светофоров и дорожные знаки; вспомнили, как правильно переходить дорогу; рассказали о значении знаков для водителей и пешеходов, что в свою очередь формировало у учащихся систему знаний по ПДД. Во время проведения мероприятия развивались наблюдательность, внимание, воображение, любознательность, навыки безопасного поведения на дорогах, творческие способности; воспитывалась у детей культура поведения на дорогах, коллективизм, умение сопереживать.
Внутри отряда проводились конкурсы стихов «Я люблю тебя, Россия», рисунков на асфальте «Сохраним планету голубой и зеленой», конкурс рисунков, песен и стихов о любимых героях мультфильмов, конкурс любителей мороженого, конкурс поделок, конкурс рисунков «Не загрязняйте водоемы», «Летнее настроение», «Чтобы не было войны»; беседы по теме Олимпиада «Сочи – 20014», «Моя безопасность во время летних каникул» и др.
Дети приходили в лагерь с желанием, сдружились за смену друг с другом, с воспитателями, ребятами с других отрядов. Они не оставались равнодушными к проводимым мероприятиям, проявляли творчество, активность и интерес. В конце каждого дня в отряде проводилась рефлексия, где дети оценивали прожитый день. В каждом отраде заполнялся экран силуэтами дельфинов соответствующего цвета (если день прошел отлично –зеленый, хорошо – желтый, удовлетворительно- красный). Анализируя итоги можно сделать вывод, что ребята остались довольны лагерной сменой, т.к. каждый день был оценен ими положительно. По итогам прожитого дня представители отряда закрепляли соответствующий значок на общелагерном экране.
В период работы смены были организованы и проведены общелагерные мероприятия:
1. «Музыкальный марафон», целью которого являлось формирование у учащихся нравственно-эстетических чувств, взглядов, убеждений, творческих способностей, инициативы, художественного вкуса.
Были поставлены задачи:
стимулировать интерес к музыке, обогащать художественное восприятие детей;
развитие музыкальных способностей младших школьников.
воспитание чувства сопереживания, взаимовыручки.
При подготовке к мероприятию отрядами были разучены «летние» песни и представлено выступление. В ходе мероприятия командам было предложено вспомнить и исполнить песни на различные «летние» темы: букет, ромашка. Команды соревновались в знании песен из мультфильмов, умении исполнять «звериные» песни, отгадывать мелодии.
Кроме этого, команды соревновались в умении танцевать, повторять движения соперников и задавать свои, а также выполнять задания ведущего в танце.
2. День Нептуна был организован и проведен с целью формированию здорового образа жизни детей и бережного отношения к воде, совершенствования физических способностей детей; способствовало проявлению самостоятельности, смелости, доброжелательности, воспитывать настойчивость в достижении результата, создать радостное настроение детей во время эстафеты; заострить внимание на роли воды в жизни человека.
Игровая программа проходила в форме театрализованного представления, где кроме заданий на быстроту и ловкость, детям было предложено отгадывание загадок на морскую тему, «водная» викторина, творческие конкурсы. Таким образом, происходило расширение кругозора, сплочение коллектива.
3. Митинг, посвященный Дню памяти и скорби, был организован работниками ДК «Заря» с участием воспитанников лагеря.
Целью являлось воспитание чувства гражданского долга перед воинами, отдавшими жизни во время борьбы с фашизмом. 22.06.2014. состоялся митинг «Мы памяти этой верны» с возложением цветов, к памятнику погибшим в годы ВОВ землякам и чтением стихов.
На митинге присутствовал начальник ТО Радченко Г.И. , директор ОУ Полежаева И.П., представители совета ветеранов. Также выступали чтецы, подготовленные домом культуры. Отрядами были подготовлены букеты для возложения к памятнику погибшим землякам.
4. Закрытие лагеря.
Цель: подвести итоги лагерной смены, торжественное закрытие смены на позитивной ноте.
Задачи:
1. Развивать творческие способности детей.
2. Показать индивидуальный подход к каждому ребенку.
3. Воспитывать коллективизм, умение слушать, видеть способности другого человека, учить положительно, реагировать на успехи других.
В день закрытия лагеря планировалось итоговое выступление отрядов, чествование всех отдыхавших по различным номинациям, игры, конкурсы. Мероприятие было подготовлено работниками ДК «Заря» и предусматривало финальное завершение смены с поиском клада, который представлял собой сладкие призы.
Подводя итоги лагерной смены, на мероприятии, посвященном закрытию, отмечены все ребята, принявшие участие в жизни лагеря по различным номинациям с вручением грамот и сладких призов. Также были отмечены дети, которые за период оздоровления получили положительный эффект в прибавке веса.
Кроме того в каждом отряде проводились свои отрядные мероприятия в соответствии с программой.
Работа первого отряда проводилась в соответствии календарного плана смены. Каждый день начинался с минутки здоровья и безопасности по предложенным темам в различной форме: презентации («Теремок без пожара»), видеофрагменты («Твоя безопасность»), беседы, основанные на знаниях детей («Ты и вода», «Что делать, чтобы тебя не поцарапали, не укусили, не ужалили» , обсуждение проблемных ситуаций, пратические работы (виды дорожных знаков), учебные прогулки (безопасный путь «Школа – дом»), чтение и обсуждение произведений соответствующего содержания («Спички –невелички») и др.
Работа по программе «Будущие первоклассники». Т.к. большая часть детей нерегулярно или совсем не посещала ДОУ, им необходимы занятия по социализации среди сверстников и взрослых, общению, усвоению правил жизни в коллективе. Проводились игры на сплочение коллектива, разбирались проблемные ситуации, почему так не следует делать, а как поступить лучше. Также проводились игровые занятия логопедического характера (проговаривание чистоговорок, скороговорок), разучивание считалок для игры и др. была проведена предшкольная диагностика.
Работа по плану отряда: готовились к проведению лагерных мероприятий (агитбригада по ПДД, конкурс стихов, выставка поделок, праздник Нептуна, и др), проводили свои (спортивная игра «Зоологические забеги», викторина по сказкам, конкурсы риснков).
Больше всего детям нравились спортивно-развлекательные игры, танцевальные занятия, рисование. Каждый день подводя итоги, дети оценивали проведенные меропрития как «мне понравилось».
Во втором отряде организованы и проведены такие мероприятия, как конкурсная - развлекательная программа «Гиннес-шоу» познакомила ребят друг с другом в интересной развлекательной форме; с возможностями и способностями людей по «Книге рекордов Гиннесса»; научила частично осознавать свои индивидуальные возможности, утвердить стремление к самосовершенствованию. Конкурсы не требовали специальной подготовки в отряде. Ребята с удовольствием принимали участие. А также выяснили у кого из ребят самое длинное, короткое имя и фамилия; у кого самые длинные волосы и ногти; кто самый высокий в лагере и т. д.
Праздник по ПДД «Волшебный светофор» был организован и проведен с целью формирования представлений о дисциплине пешеходов, обобщения и расширения знания учащихся о безопасности поведении на улице. В ходе мероприятия были созданы условия для сознательного изучения детьми ПДД; дети повторили правила по безопасному поведению в дорожной среде; познакомились со значением дорожных знаков, что позволило расширить словарный запас детей по дорожной лексике. Приготовили выступление агитбригады и выступили на обще-лагерном мероприятии.
Целью проведения литературной викторины «В мире книг» было воспитание активного, вдумчивого читателя. Вспомнили с ребятами русских и зарубежных писателей; жанры; стихи русских классиков; русские народные сказки и их героев и решили, что вновь и вновь будем брать книгу в руки и вместе с героями произведений отправляться в увлекательное путешествие и будем любить книгу.
Познавательно-развлекательная игровая программа «Окно в природу» позволило закрепить знания о явлениях природы в летний период, о культурных растениях и центрах их происхождения, о многообразии растительного и животного мира; развивать интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакций мышления, сообразительность; научить применять свои силы и знания на практике; воспитывать чувство дружбы и сплочённость у детей, воспитывать бережное отношение к природе. Это занятие обобщающее, на котором систематизируется изученный материал по нескольким обширным темам эколого-биологической направленности. Во время проведения занятия мы закрепили ранее изученный материал, определили победителей. В ходе игры у детей повысилась познавательная активность, постепенно они приучаются к самостоятельности мышления и творчеству.
Инсценировка сказки «Репка» на новый лад. Вспомнили с ребятами, что такое сказка; какие бывают сказки; героев сказок; волшебные предметы и пр. А также выступили со своей сказкой.
В начале работы лагеря воспитателями были проведены анкетирование воспитанников, беседы, направленные на выявление ожиданий от посещения лагеря. Воспитанники получали задание: написать или рассказать, что, по их мнению, в лагере хорошо и что плохо, что радует и что огорчает. Отсутствие ориентирующих вопросов давало возможность свободно изложить свое мнение. Выглядит это так:
В нашем лагере
Хорошо:
|
Плохо:
|
1. Мне нравится все
|
1. Заставляют спать
|
2. Вкусно кормят
|
2. Не люблю кашу
|
3. Нравится участвовать в мероприятиях и получать сладкие призы
|
3. Было скучно
|
4. Нравится общаться с друзьями
|
|
5. Нравится играть
|
|
Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволил выявить удачные и неудачные мероприятия, характер общения, отношений, настроение и другие показатели жизнедеятельности лагеря.
Можно сделать вывод по итогам входной и выходной диагностик, сравнивая желаемый и реальный результат, которого удалось достичь к концу смены. В большей степени все ожидания воспитанников были воплощены и реализованы.
Воспитанникам в возрасте до 10 лет был организован «Час сон», перед которым проводились закаливающие процедуры – обливание ног прохладной водой, что носило не только оздоровительный характер, но и прививались навыки личной гигиены.
В ходе проведения оздоровительной кампании по результатам антропометрических данных оздоровительный эффект имеется у 81% воспитанников, у 15 % - эффект слабо выражен, 4% оздоровительный эффект отсутствует.
По итогам плановой проверки программ работы летних оздоровительных лагерей были выявлены недостатки в организации работы нашего лагеря в соответствии с программой, а именно: не соответствовало морской тематике название первого отряда «дружный народ», после чего отряд стал носить название «Дружные моряки». В программе не прописана работа детских объединений, хотя они имели место быть. В отрядном уголке каждого экипажа появилось распределение обязанностей.
По итогам окончания лагерной смены дети получили общее оздоровление; укрепили свое здоровье по результатам антропометрических данных в начале и конце смены 81%; пополнили жизнь интересными социально-культурными событиями через организацию познавательных мероприятий и различных совместных игр; со стороны увидеть развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний; развитие творческих и интеллектуальных способностей, инициативы и активности. Прививались элементарные навыки трудолюбия через трудовой десант, организацию порядка в своих каютах и спальных комнатах; получили умения и навыки индивидуальной, коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
Таким образом, можно сделать вывод, что цель реализации программы оздоровления детей достигнута, были созданы необходимые условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей. |